О центре: Научно-образовательный центр доказательной медицины

Научно-образовательный центр доказательной медицины Самарского государственного медицинского университета

Доказательная медицина — это идеология совершенствования систем здравоохранения, управления качеством медицинской помощи, баланс интересов конкретного, отдельного больного и государства, ведущий инструмент современного образования в здравоохранении и фармации.

Как новая область знаний доказательная медицина сформировалась на рубеже 80-90-х годов. В России она особенно бурно развивается в последние годы.

Следует отметить, что Самарский государственный медицинский университет стоял у истоков развития и распространения принципов доказательной медицины в стране.

Г.П. Котельников, ректор СамГМУ А.С. Шпигель, заведующий центром доказтельной медицины

Ректор СамГМУ, академик РАМН
профессор Г.П. Котельников

Заведующий НОЦ ДМ СамГМУ,
профессор А.С.Шпигель

Работа центра ориентирована на раскрытие возможностей методологии доказательной медицины в научной, образовательной и практической деятельности.

Наиболее отчетливое и значимое достижение центра: внедрение преподавания доказательной медицины на сертификационном цикле кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины. Это и понятно, именно в области клинической фармакологии наиболее активно используются принципы доказательной медицины. Для области подготовлены около 60 практических врачей клинических фармакологов, которые самостоятельно могут участвовать в подготовке формуляров клинических руководств, стандартов и клинических протоколов на основе доказательной медицины.

В приказе № 113 МЗ Самарской области от 01.04.2005 главному внештатному клиническому фармакологу приказано обеспечить взаимодействие врачей клинических фармакологов с научно-образовательным центром доказательной медицины СамГМУ. Функционирует система образовательных программ для врачей: терапевтов, кардиологов, педиатров, клинических фармакологов.

Особенность 2007/2008 учебного года: проведение многодневных школ доказательной медицины для терапевтов и кардиологов на базе межвузовского медиа-центра. В школе приняли участие более пятидесяти практических врачей, проявляющих интерес к доказательной медицине.

С 2008 учебного года внедрение принципов доказательной медицины в учебный процесс получает новое развитие. Возникла необходимость инновационного изменения и обновления структуры и содержания образования с учетом региональных потребностей. С министерством здравоохранения и социального развития Самарской области согласован план и разработаны рабочие программы учебных циклов: для практикующих врачей, студентов 5-6 курсов, интернов, клинических ординаторов, аспирантов, соискателей и преподавателей.

Методологические подходы к обучению доказательной медицины должны соответствовать определённым требованиям. Подход к преподаванию обязательно, и это очень важно, должен включать клинический компонент. Именно в этом привлекательность научно обоснованной медицины. Преподавание должно быть ориентированным на конкретного пациента (диагностика, лечение, профилактика, прогноз) с учетом чувствительности и специфичности, вероятности и неопределенности. Необходимо сформировать умение решать конкретные проблемы с использованием основных инструментов доказательной медицины: клинических рекомендаций, протоколов, формуляров, основанные на лучших научно обоснованных данных.

Обучение включает в себя три компонента: знания, навыки и отношения. Отношение к проблеме не перенимается, а формируется в процессе обучения.

Курс обучения, обеспечивающий освоение ДМ, основывается на пятиэтапной модели:

  1. Формулирование неопределенности в виде конкретного вопроса.
  2. Систематический поиск наиболее значимых доказательных данных.
  3. Оценка достоверности доказательных данных, их клинической значимости и применимости.
  4. Применение результатов на практике.
  5. Оценка проделанной работы

Минимальные требования – понимание принципов доказательной медицины и применение их в своей профессиональной деятельности, критическое отношение к своей деятельности и научной информации. Для реализации этих требований предусмотрено усвоение следующих тем:

1. Основные понятия, характеризующие доказательную медицину как новую концепцию клинического мышления и область знаний. История, цель и задачи. Практическая ценность систематических обзоров и мета-анализов их преимущества и отличия. Роль Кокрановского сотрудничества и его Российского отделения в развитии научно-обоснованной медицины.

2. Методологические стандарты при проведении испытаний методов лечения и оценки их эффективности. Требования в отношении описания структуры и представления результатов клинических исследований.

3. Важнейший принцип доказательной медицины: критическое отношение к клинической информации, ее интерпретации и качеству. Характеристика методов и критериев отбора информации в зависимости от тематики, взаимосвязи дизайна и структуры клинических испытаний.

4. Понятия о таких параметрах как степень пользы (или вреда) вмешательства, уровень доказательности данных и степень их неопределенности. Различие между понятиями «отсутствие эффективности вмешательства» и «отсутствие доказательств эффективности вмешательства».

5. Алгоритм для представления эффекта и пример расчета показателей, характеризующих эффективность вмешательства. Возможность практической реализации вышеописанного алгоритма для оценки эффективности лечения.

6. Основные положения формулярной системы, методология отбора и перспективы для включения лекарственных средств в формуляр. Основания для рассмотрения возможности включения новых лекарств в формуляры государственных лечебных учреждений, и их использования в стандартах лечения. Подчеркивается, что эффективность, лекарственных средств все чаще проверяется многоцентровыми, рандомизированными двойными слепыми исследованиями.