О центре: Научно-образовательный центр доказательной медицины

Научно-образовательный центр доказательной медицины Самарского государственного медицинского университета

Доказательная медицина — это идеология совершенствования систем здравоохранения, управления качеством медицинской помощи, баланс интересов конкретного, отдельного больного и государства, ведущий инструмент современного образования в здравоохранении и фармации.

Как новая область знаний доказательная медицина сформировалась на рубеже 80-90-х годов. В России она особенно бурно развивается в последние годы.

Следует отметить, что Самарский государственный медицинский университет стоял у истоков развития и распространения принципов доказательной медицины в стране.

  • 2005 г. - в Самарском государственном медицинском университете по инициативе и внебюджетной поддержке ректора организован научно-образовательный центр доказательной медицины (НОЦ ДМ).
Г.П. Котельников, ректор СамГМУ А.С. Шпигель, заведующий центром доказтельной медицины

Ректор СамГМУ, академик РАМН
профессор Г.П. Котельников

Заведующий НОЦ ДМ СамГМУ,
профессор А.С.Шпигель

Работа центра ориентирована на раскрытие возможностей методологии доказательной медицины в научной, образовательной и практической деятельности.

Наиболее отчетливое и значимое достижение центра: внедрение преподавания доказательной медицины на сертификационном цикле кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины. Это и понятно, именно в области клинической фармакологии наиболее активно используются принципы доказательной медицины. Для области подготовлены около 60 практических врачей клинических фармакологов, которые самостоятельно могут участвовать в подготовке формуляров клинических руководств, стандартов и клинических протоколов на основе доказательной медицины.

В приказе № 113 МЗ Самарской области от 01.04.2005 главному внештатному клиническому фармакологу приказано обеспечить взаимодействие врачей клинических фармакологов с научно-образовательным центром доказательной медицины СамГМУ. Функционирует система образовательных программ для врачей: терапевтов, кардиологов, педиатров, клинических фармакологов.

Особенность 2007/2008 учебного года: проведение многодневных школ доказательной медицины для терапевтов и кардиологов на базе межвузовского медиа-центра. В школе приняли участие более пятидесяти практических врачей, проявляющих интерес к доказательной медицине.

С 2008 учебного года внедрение принципов доказательной медицины в учебный процесс получает новое развитие. Возникла необходимость инновационного изменения и обновления структуры и содержания образования с учетом региональных потребностей. С министерством здравоохранения и социального развития Самарской области согласован план и разработаны рабочие программы учебных циклов: для практикующих врачей, студентов 5-6 курсов, интернов, клинических ординаторов, аспирантов, соискателей и преподавателей.

Методологические подходы к обучению доказательной медицины должны соответствовать определённым требованиям. Подход к преподаванию обязательно, и это очень важно, должен включать клинический компонент. Именно в этом привлекательность научно обоснованной медицины. Преподавание должно быть ориентированным на конкретного пациента (диагностика, лечение, профилактика, прогноз) с учетом чувствительности и специфичности, вероятности и неопределенности. Необходимо сформировать умение решать конкретные проблемы с использованием основных инструментов доказательной медицины: клинических рекомендаций, протоколов, формуляров, основанные на лучших научно обоснованных данных.

Обучение включает в себя три компонента: знания, навыки и отношения. Отношение к проблеме не перенимается, а формируется в процессе обучения.

Курс обучения, обеспечивающий освоение ДМ, основывается на пятиэтапной модели:

  1. Формулирование неопределенности в виде конкретного вопроса.
  2. Систематический поиск наиболее значимых доказательных данных.
  3. Оценка достоверности доказательных данных, их клинической значимости и применимости.
  4. Применение результатов на практике.
  5. Оценка проделанной работы

Минимальные требования – понимание принципов доказательной медицины и применение их в своей профессиональной деятельности, критическое отношение к своей деятельности и научной информации. Для реализации этих требований предусмотрено усвоение следующих тем:

1. Основные понятия, характеризующие доказательную медицину как новую концепцию клинического мышления и область знаний. История, цель и задачи. Практическая ценность систематических обзоров и мета-анализов их преимущества и отличия. Роль Кокрановского сотрудничества и его Российского отделения в развитии научно-обоснованной медицины.

2. Методологические стандарты при проведении испытаний методов лечения и оценки их эффективности. Требования в отношении описания структуры и представления результатов клинических исследований.

3. Важнейший принцип доказательной медицины: критическое отношение к клинической информации, ее интерпретации и качеству. Характеристика методов и критериев отбора информации в зависимости от тематики, взаимосвязи дизайна и структуры клинических испытаний.

4. Понятия о таких параметрах как степень пользы (или вреда) вмешательства, уровень доказательности данных и степень их неопределенности. Различие между понятиями «отсутствие эффективности вмешательства» и «отсутствие доказательств эффективности вмешательства».

5. Алгоритм для представления эффекта и пример расчета показателей, характеризующих эффективность вмешательства. Возможность практической реализации вышеописанного алгоритма для оценки эффективности лечения.

6. Основные положения формулярной системы, методология отбора и перспективы для включения лекарственных средств в формуляр. Основания для рассмотрения возможности включения новых лекарств в формуляры государственных лечебных учреждений, и их использования в стандартах лечения. Подчеркивается, что эффективность, лекарственных средств все чаще проверяется многоцентровыми, рандомизированными двойными слепыми исследованиями.