Как разработать формуляр? Научные основы разработки формулярной системы региона

Скачать текст руководства для врачей "Как разработать формуляр.
Научные основы разработки формулярной системы региона"

- pdf-файл, 881 кБ
- zip-архив, 800 кБ

 

А.С. Шпигель, Р.А. Галкин, В.В. Павлов, С.И. Кузнецов

Введение

Необходимость рационального использования бюджетов здравоохранения

Повсеместный постоянный рост цен на медицинские услуги и ЛС привел к тому, что, по мнению экспертов ВОЗ, «ни в одной стране нет достаточных средств на здравоохранение». Такое положение вынуждает искать пути рационального использования бюджетов здравоохранения даже в экономически процветающих странах. В России с ее дефицитом финансовых средств этот вопрос стоит особенно остро.

Сегодня отечественный фармацевтический рынок в стоимостном выражении составляет (в оптовых ценах) примерно 1% мирового, 2,8% европейского и около 2, 5% рынка США. Недостаточное финансирование лекарственного обеспечения населения государством и нерациональное использование выделенных на эту статью денежных средств приходится компенсировать личными платежами населения.

Расходы населения России на лекарства в настоящее время приближаются к государственным. В 1996 г. они составили 41% и 45% всех расходов в государстве по этой статье. До финансового кризиса 1998 г. россияне тратили на медицинскую помощь около 15% своих доходов, а у 20% беднейшего населения страны примерно 40% доходов уходило на медицинские услуги и лекарства.

Вместе с тем, средний уровень затрат на медикаменты на одного жителя в Российской Федерации значительно ниже, чем в развитых странах, – всего 7 долларов США. Так, в 1998 г. по сравнению с Бельгией он был ниже примерно в 20 раз, с Францией – в 26 раз, с США – в 30 раз, с Японией – в 40 раз.

Около трети населения России, т.е. более 30 млн. человек, имеют право на льготное лекарственное обеспечение при лечении в амбулаторных условиях, из них более половины — на бесплатное, а остальные – с 50-процентной скидкой. В 1998 г. на льготное лекарственное обеспечение израсходовано 4 млрд. руб., вместо запланированных 7 млрд. Эти затраты в основном возмещаются из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов.

Недостаточный контроль за выписыванием льготных рецептов и отпуском по ним лекарств приводит к дефициту денежных ресурсов, предназначенных для лекарственного обеспечения льготных категорий населения.

Дорогостоящие ЛС или популярные у населения дешевые препараты, не обладающие реальным терапевтическим действием, а зачастую опасные, назначаются часто неоправданно. Иногда, по льготным рецептам отпускаются дорогие импортные препараты с недоказанной эффективностью. Это приводит к повышению цен на ЛС средства,  исчезновению из аптечного ассортимента некоторых жизненно важных препаратов.

Национальный и региональный перечни жизненно важных лекарственных средств

Введение Национального перечня жизненно важных лекарственных средств, по рекомендациям ВОЗ, является первым этапом в процессе улучшения использования лекарственных средств.

В 1977 г. был опубликован первый примерный перечень основных лекарственных средств ВОЗ, включавший 224 лекарственных препарата и вакцин. Через каждые 2-3 года он пересматривался.

В России работа по составлению перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств проводится с 1989 г. Первый такой перечень был утвержден в 1992 г, в 1993 г. был утвержден  «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, реализуемых населению по рецептам врачей медицинских учреждений с 50-процентной скидкой», и «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, иммунобиологических препаратов.

Постановлением Правительства РФ Министерству здравоохранения РФ поручено ежегодно утверждать, по согласованию с Минэкономики и Минфином России, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, вести ежегодный баланс их спроса и предложений.

 Сегодня в перечень входит около 400 лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям, или более 1500 торговых наименований. Для сравнения: в аналогичный перечень в Великобритании входит 689 наименований, в Японии — 718, в Австралии — 259.

Федеральный перечень жизненно необходимых лекарственных средств для субъектов Российской Федерации носит рекомендательный характер. Органы исполнительной власти субъектов Федерации должны на его основе утверждать территориальные перечни лекарственных средств, по которым производится льготный отпуск лекарственных средств. Однако на практике территориальные документы порой значительно отличаются от федерального перечня как по количеству лекарственных средств, так и по ассортименту. Причем в некоторых регионах осуществляется столь значительная ревизия, что федеральный перечень и региональные его аналоги практически не совпадают. Некоторые региональных перечни содержат – менее 100 лекарственных средств. В первую очередь, это связано с отсутствием четкого законодательного и нормативного регулирования; регионы разрабатывают свои ассортиментные списки с учетом существующего финансирования, а должно быть, наоборот - на основе перечня формироваться бюджет. Федеральный перечень является минимальным ассортиментным набором для всех территорий и служит отражением программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению.
Исследования, проведенные в разных регионах России, показали, что жизненно важные препараты составляют менее 50% от всех лекарств, выписываемых по льготным рецептам. По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, фактически высоко эффективными и доступными по цене в странах СНГ, включая Россию, являются только 12% имеющихся на рынке лекарственных средств. В общем, товарообороте аптек России жизненно важные ЛС средства составляют 44,3% от общего числа медикаментов.

Только контроль назначений и отпуска лекарств по льготным рецептам может позволить сэкономить от 10 до 25% бюджетных средств.

 

Скачать текст руководства для врачей "Как разработать формуляр.
Научные основы разработки формулярной системы региона"

- pdf-файл, 881 кБ
- zip-архив, 800 кБ